Skip to Content

Происхождение названия села Сростки

Существует несколько версий – откуда пошло нынешнее название села.

Так многие местные жители связывали название села с тем обстоятельством, что это село слилось (срослось) из нескольких малых заимок в одно большое селение.

Однако член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Кадиков Б.Х., автор статьи «Микротопонимия села Сростки», опровергает такое происхождение названия села и считает, что это название имеет прямое отношение к рыболовству.

Изображение

Известно, что село Сростки возникло в 1804 году, а первое упоминание этого названия в исторических документах относится к 1753 году. Именно тогда местное пограничное начальство разрешило ловить рыбу одному из бийских мещан на Катуни «вплоть до урочища Сросты». Это название закрепилось там потому, что именно в этом месте река Катунь течет только одним руслом, а выше и ниже Сросток русло распадается на множество проток, которые сходятся и срастаются в одну только в том месте, где сейчас располагается село.

Изображение

Русло Катуни у села Сростки

Район села Сросток отличается очень высокой степенью концентрации археологических памятников.

Это связано с тем, что еще 12-14 тысяч лет назад здесь было стойбище древнего человека. И из района села происходит достаточно много находок в виде отщепов кремния, обломков шлифованных орудий и керамики конца новокаменного – начала бронзового веков. Что свидетельствует о процветании рыболовства.

Так же около Сросток имеется два археологических памятника раннего железного века: «на горе Пикет было городище, окруженное рвами и валами, а в долине реки Федуловки был устроен курганный могильник».

В Бийском краеведческом музее им. В.В.Бианки имеются некоторые материалы, характеризующие эти памятники скифской эпохи.

Наконец, самым известным памятником района села Сростки является большой могильник 9-11 веков н.э., который дал наименование целой археологической культуре, получившей название «Сростинская культура».

Этот памятник был оставлен предками нынешних кумандинцев. Носители этой культуры, по мнению археологов, уйдя в южнорусские степи, стали там известны под именем знаменитых половцев, о борьбе с которыми упоминается в одном из древнейших памятников древнерусского эпоса – «Слове и полку Игореве».

Кумандинское название села Сростки – Учук. Это название связывают с легендой о богатыре, которого звали Учук и который, поссорившись с богатырем Бабырганом, выпустил в него три стрелы (в ряде тюркских языков «уч» - это три, «ук» - стрелы). В кумандинском и в алтайском словарях слово «учук» имеет значение «нить», иногда это название переводится как «конец нити». В связи с этим в географическом отношении топонимистка О.Молчанова, автор словаря по топонимии Горного Алтая, утверждает, что эта местность названа так потому, что подобно концу нити здесь завершается стреловидным окончанием выступ высоких форм рельефа.

Кадиков Б.Х. большее внимание уделяет тому объяснению, что в лексике астраханских татар, большую часть которых составили потомки половцев, слово «учук» имеет значение «рыболовная запруда», «рыболовный ез, заезок», т.е. устройство для ловли рыб способом сооружения всяких заколов.

Название «учук» в значении «рыболовный заезок» или «рыболовное устройство» перекликается с названием «монах». Местные жители называют «Монаховой горой» небольшую возвышенность, которая находится напротив Сросток, на левом берегу Катуни. А в алтайском языке существует термин «манак» в значении «заграждение».

Изображение

Монахова гора

Причем нет сведений о том, что на этой горе проживал какой-то монах.

Теперь несколько слов о названии «Пикет».

Изображение

Вид на гору Пикет

Сейчас это название ассоциируется с вершиной горы, где уже много лет проводятся Шукшинские чтения. Но еще в начале прошлого века Пикетом называлась не вершина горы, а нижняя часть «высокой поймы Катуни в том месте, где течет река Федуловка».

Изображение

Река Федуловка

Однако название горы не только переместилось вверх, но и изменило свое звучание. Привычное нам название горы Пикет, раньше звучало как «Бекет». Автор «Микротопонимии села Сростки», Кадиков Б.Х. считает, что эта форма «Бекет» связана с казахским словом «бёгет» - рыболовный запор, рыболовное устройство типа еза, заезка или типа астраханского учуга.

Еще один микротопоним села Сростки, связанный с понятием «рыбная ловля» - Баклань.

Изображение

Район Баклани

Баклань находится рядом с горой Пикет, это самая старая часть села Сростки. В районе Баклани наблюдается наибольшая концентрация зарослей дикой крапивы и конопли, которые свидетельствовали о наличии старых поселений. Ведь именно коноплю и крапиву кумандинцы высевали раньше как культурные растения и использовали их для изготовления веревок, шнурков, тканей, а также для плетения сетей. Следует отметить, что сети, изготовленные из крапивного волокна, очень прочные и не размокают в воде.

Именно здесь, в районе нынешней Баклани, еще в XVIII веке, жили «арендаторы» рыбных угодий.

Изображение

Баклань в начале ХХ века

Таких «арендаторов» называли бакланье, бакланщиками, они были толстосумы, получали очень большие деньги на рыбной ловле.

Сейчас в говорах русских старожилов Алтая это слово встречается очень редко. Но оно существует до сих пор в лексиконе енисейских и забайкальских русских, которые связывают слова «баклань», «бакланщик» с понятиями толстосум и рыбопромышленник. Подводя итог рассмотренным микротопонимам села, можно сказать, что происхождение названия села Сростки тесно связано с рыболовством. Подтверждением этому факту являются названия таких мест, как «учук», «монак», «пикет», «бегет», «баклань» и т.п.

Текст публикации подготовлен по материалам статьи «Микротопонимия села Сростки», автором которой является старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея им. В.В.Бианки, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Кадиков Борис Хатмеевич.


Из статьи «Микротопонимия села Сростки»,
автор: член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Кадиков Б.Х.