Skip to Content

К истории села Сростки

Сростки 1804-1917 гг.

Образование села связано с освоением русскими людьми алтайских земель вверх по Катуни. Огромная территория Колывано-Воскресенского горного округа требовала изучения и освоения ее богатств.

Первая большая экспедиция, организованная по Указу правительствующего Сената, была послана на Алтай в 1745 году. Был создан отряд из 96 человек, среди них были и местные –«татары» Тауш и Кузьма Чемонов. Возглавлял экспедицию рудознатец А. Демидова - Петр Шелегин. Получив подробные указания от конторы Колывано-Воскресенского завода, П. Шелегин 30 апреля 1745 года покинул Колыванский завод и начал свое путешествие от Бикатунской крепости. Переправившись через Бию, верхом на лошадях и с грузом, уложенным на телеги, пошли вверх по реке Катуни.

Происхождение названия села Сростки

Существует несколько версий – откуда пошло нынешнее название села.

Так многие местные жители связывали название села с тем обстоятельством, что это село слилось (срослось) из нескольких малых заимок в одно большое селение.

Однако член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Кадиков Б.Х., автор статьи «Микротопонимия села Сростки», опровергает такое происхождение названия села и считает, что это название имеет прямое отношение к рыболовству.

Первое упоминание о селе...

Первое упоминание о селе Сростки найдено в документах середины XVIII столетия. Из рапорта полковника де Гаррига от 26 сентября 1753 года:

«1 сентября крестьянин Бийской крепости Иван Казанцев объявил мне данный ему от Кузнецкой воеводской канцелярии указ об отдаче ему на откуп рыбных промыслов вверх по Катуне реке с нижнего устья Шульгинской протоки до Сросток.»

Предположительно, тогда на месте нынешнего села было что-то вроде заимки, где велись рыбные и звериные промыслы.

Существует несколько версий – откуда пошло нынешнее название села. По одной из них, на Бикете в землянке жил беглый каторжанин Сростин, здесь он и похоронен на первом сельском кладбище. По другой версии, гора Бикет раньше была заодно с Монаховой горой, что за Катунью, но потом их разделила река.

Нельзя не вспомнить о том, что Катунь вверх и вниз по течению, перед и за селом, распадается на множество рукавов и протоков и только напротив Баклани, река на миг «срастается» в единое русло. По этой версии еще до образования села место это имело название Сростки.

Село родное

Село наше большое, Сростки называется. Стоит оно на берегу красавицы Катуни. Катунь в этом месте вырвалась на волю из каменистых теснин Алтая, разбежалась на десятки проток, прыгает, мечется в камнях, ревет... Потом, ниже, она несколько успокаивается, круто заворачивает на запад и несется дальше — через сорок километров она встретит свою величавую сестрицу Бию и умрет, породив Обь. В месте слиянья рек далеко еще виден светлый след своенравной Катуни — вода в ней белая.

Образовалось село в 60-е годы прошлого века, когда началось печальное переселение людей российских в Сибирь, на вольные земли.

Приходили рязанские, самарские, тверские, вятские, котельнические и оседали здесь. Строились пришлые ближе к своим... Наверно, поначалу было несколько небольших деревень, а потом, со временем, все срослось — в Сростки. Но зато в одном селе образовалось несколько краев с разными обычаями и говором. Было пять краев: Баклань, Ниэовка, Мордва, Дикари и Голожопка. Так было еще при мне.

Баклань — это коренные сибиряки, чалдоны. Угрюмоватые, скуластые, здоровые... Мужики ходили — руки в брюки, не торопились, смотрели снисходительно, даже презрительно. Если бывали не среди своих, — помалкивали. Работяги. Лишнюю копейку не пропьют. Все — рыбаки, охотники. У всех лодки. Катунь знали верст на пятьдесят вверх и вниз по течению. Драться не любили, но умели.

Бабы бакланские — чистюли, рожать много не любили, тоже очень работящие, но не искусницы. Так все больше — Кочугановы, Борзенковы. Кукусины. Говорили так: «Дак это, ты чё этот день делашь-то?» — «Ничё». — «Сплавам в островишко, посмотрим?» — «Дак это, у меня припасишки вышли». — «Я посмотрю, у меня, однако, есть маленько — дам». — «Но дак, а чё — дай. Я, этто, на днях в городишко сбегаю привезу». — Договорились плыть на охоту; один другому пообещал дать ружейных припасов.

Основание Сросток

Уцелевшие в России алтайцы только через 45 лет - в 1803 году попросили у царя Александра I разрешения вернуться на свои земли в горные районы Алтая. Им разрешили. В ту пору их было около 30 тысяч.

Из русских первыми уяснили ситуацию и подали прошение жители заводской деревни Большой Угреневой (основана в 1742/1724 г.?) ГААК Ф. I on. 2 д. 523 л. 319. Командующий Сибирской военной линией генерал-майор Лавров разрешил им пересечь границу и поселиться в месте теперешних Сросток. Конкретно указано "...В Сростках дозволено поселиться приписным из Большой Угреневой и Шубенки 25 душ..." (ГААК Ф. I on. 2 д. 1416).

Первые пять ревизий (переписей) до 1795 года никаких сведений о Сростках не содержат. И только шестая ревизия 1811 г. вносит нам ясность о первопоселенцах нашего села. (ГААК Ф. I оп. 2 д. 1227) "Ревизская скаска 1811 года сентября 3 дня Томской губернии Бийского уезда Бийской волости вновь заведенной деревни СРОСТКОВЪ определены къ Колывано-Воскресенскому заводу мужского пола крестьян". Далее следует список 19 семей с указанием предыдущего места жительства и возраста. Всего в списке 81 человек мужского пола (женщин тогда не учитывали), все прибыли в 1804 году.

Первые документальные материалы к истории села Сростки

В начале нашего века Алтайской экспедицией были произведены раскопки курганов на горе Бикет. М. П. Грязнов в 1930 г. в своей книге "Древние культуры Алтая" описывает результаты работы этой экспедиции. Кипчаки-половцы ушли из района Сросток в IX-X веках в южнорусские степи. В те времена на Алтае существовала несколько обособленная прогрессивно-развитая СРОСТИНСКАЯ КУЛЬТУРА - это культура древних половцев (разумеется, название "Сростинская культура" исходит от историков XX века, а не X).

Сростки в 20-30-е годы. Коллективизация сельского хозяйства

Меры, принятые Советской властью при НЭПе, позволили крестьянам села значительно расширить посевные площади новых и технических культур, увеличить их товарность вдвое против 1920 г.

Сростинская земля, независимо от капризов природы, почти всегда давала высокие урожаи: гречихи до 100, а проса до 200 пудов с десятины. Расширялись площади посевов, возрастало производство зерна, картофеля, бахчевых культур, стали больше выращивать льна и конопли.

Значительно возросло поголовье лошадей, крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы. Каждый пятый двор имел пасеку.

На лен и коноплю были увеличены закупочные цены и давался аванс по контрактации.

Из воспоминаний, записанных Л.М. Воеводиной : «В 1920 году Сергей Петрович Емельянов организует у Попова озера артель Ленина, куда вошли Павел Емельянов, Кирилл Максимович Погодин, Иван Петрович Емельянов, Григорий Петрович Емельянов, Александр Емельянов, Михаил Павлович Шукшин его брат Игнатий Павлович, Константин Алексеевич Валиков, Парамон Кузьмич Бровкин, Лаврентий Кузьмич Бровкин, Федот Погодин со своими сыновьями Степаном и Петром, Варлаам Отпущенников, Волобуев Александр, Федор Фонякин...

Гора Пикет - памятник археологии

Территория села Сростки была заселена древними людьми со времен каменного века.

Группа стоянок «Сростки» юго-восточнее села Сростки (г. Пикет) эпохи палеолита и курганные могильники (г. Пикет) VШ-Х вв. н.э. Указом Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. включены в «Перечень объектов исторического культурного наследия» федерального (общероссийского) значения.

Были и небылицы

По истории с. Сростки есть несколько предположений. Некоторые из них интересны. Например, алтайский поэт Послей Самых в стихотворения "Памяти Шукшина" пишет так:

Синдикация материалов