Skip to Content

Достопримечательности села

Наиболее известной достопримечательностью села является, конечно, Всероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина, в состав которого входят: главное здание музея, располагающееся в здании старой школы; здание фондохранилища; дом-музей Матери В. М. Шукшина; дом, где прошли детские и юношеские годы В. М. Шукшина; комплекс мемориальных мест, некоторые из которых представляют самостоятельный интерес как для уроженцев села, так и для его гостей. К числу таких мест можно отнести: Камушки на р. Катунь – место, где проводили и проводят свободное время в жаркие летние дни большинство cростинской молодежи; г. Пикет (Бикет) - здесь выпускники школы после выпускного бала встречают рассвет, прощаются со школьной жизнью, объясняются в любви и дают клятвы верности; Поповский остров, памятный многим и многим поколениям сростинцев, где прежде располагался школьный стадион и отмечались основные сельские праздники; действующее сельское кладбище, ставшее местом упокоения как многих из тех, кто не покинул родного села, так и для тех, кто в юности ушел из него на поиски лучшей жизни, а в конце жизни – вернулся в него по зову сердца.

Изображение Всероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина. Здание построено в 1926-1927 гг. под семилетнюю школу колхозной молодежи. Здесь учился А.В Спеков – первый среди жителей Бийского района, удостоенный звания Героя Советского Союза.

В этой школе учился и работал писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусства РСФСР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР – В.М. Шукшин. В 1944 г. он закончил в этой школе семь классов, а после службы в армии продолжил свое образование. 31 августа 1953 г. Василий Макарович получил аттестат зрелости. С 1953 по 1954 год В.М. Шукшин работал учителем в школе рабочей молодежи, одновременно исполняя обязанности директора.

Изображение С 1965 г. в здании школы находился интернат для старшеклассников из ближайших сел. По решению краевого исполкома и райкома партии здание было восстановлено и в 1989 г. передано мемориальному музею В.М. Шукшина. Здесь располагается фондохранилище, историко-литературная экспозиция «Жизнь и творчество В.М Шукшина 1926-1974», выставочный зал.
В 2008 году рядом со зданием-памятником построено и сдано в эксплуатацию новое современное здание фондохранилища с культурно-выставочным центром.


Изображение Дом, где провел детские и юношеские годы В.М. Шукшин. Дом построен в 1908 г. старожилом села И.В. Пономаревым.

В 1933 г. И.В. Пономарев арестован и расстрелян по линии НКВД. Дом был разделен на две части между сыновьями Пономарева. Западная половина дома была продана П.Н. Куксину, отчиму В.М. Шукшина, переехавшему в дом вместе с семьей в 1940 г.

В 1942 г. П.Н. Куксин погиб на фронте. Хозяйкой дома осталась мать Василия Макаровича – Мария Сергеевна Куксина. Она прожила здесь до 1957 г. Из этого дома Шукшин уходил учиться в автомобильный техникум, сюда вернулся после армии в декабре 1952 г., а в 1954 г. уехал учиться в Москву. Изображение В 1957 г. дом был продан, чтобы помочь детям учиться в вузах. Новые хозяева приобрели в 1970-х годах и вторую половину дома. В январе 2002 г. здание было выкуплено государством для музея В.М. Шукшина.

С июля 2002 г. здесь открыта мемориальная экспозиция «Далекие зимние вечера» о детских и юношеских годах В.М. Шукшина. Ее основу составили мемориальные вещи семьи Шукшиных, документы и письма из семейного архива.

Изображение

Дом-музей матери В.М. Шукшина Марии Сергеевны. Дом построен А.Л. Поротиковым, учителем пения Сростинской средней школы 1957-1958 гг. В 1965 г. дом приобрел В.М Шукшин для своей матери М.С Куксиной на гонорар за роман «Любавины». Василий Макарович часто гостил здесь у нее. В этом доме им были написаны рассказы «Волки», «Письмо», «Ноль-ноль целых», «Дядя Ермолай» и другие, доработан сценарий к фильму «Печки-лавочки». В 1974 г. дом был продан Н.В. Никитиной, у которой в 1978 г. выкуплен государством для организации мемориального музея В.М. Шукшина.

Изображение

Здесь создана экспозиция середины 60-х гг. XX века, повествующая о жизни Марии Сергеевны, а также о приездах В.М. Шукшина в Сростки.
Из воспоминаний Марии Сергеевны:

«Вася очень любил работать в нашем доме, в Сростках. Работал в зале, в самой большой комнате. Засиживался до глубокой ночи… И радовалась я, что он так работает, и жалела, что отдыха себе не дает. Приедет домой – мне праздник, а сердце ж неспокойно… Вот телеграмма придет, вызовут»

Изображение Скульптура В.М.Шукшина, вылитая в бронзе. Высота скульптуры - 2 м 10 см, вес - 1,5 тонны. Автор – известный российский скульптор – Вячеслав Клыков, изготовил ее как надгробие к могиле В.М.Шукшина на Новодевичьем кладбище. Но памятник не понравился матери – М.С.Шукшиной и жене – Л.Федосеевой.

Скульптура была переправлена на родину в с. Сростки. Долгое время скульптура стояла в саду дома – музея матери. В 2002 году скульптура перенесена на территорию ГИММЗ М.В.Шукшина (бывшей Сростинской школы).

Часовня Василия Великого, выстроенная у кладбища. Заложена 12 мая 1991 патриархом Алексием II, сооружена в 2006. Выстроена в память писателя и кинорежиссера В. М. Шукшина, уроженца села Сростки.

Изображение

Изображение Православный храм святой великомученицы Екатерины, один из красивейших храмов Сибири. Строительство храма было начато в 2004 году, закончено – в 2009 г. Архитектурный проект подготовила Ольга Тятова, архитектор Бийского благочиния. Стены и свод храма выложил из камня талантливейший мастер из села Верх-Катунское Александр Буркин. Облицовочные работы выполнил барнаулец Александр Черныш. Расписывали стены художники Бийского района и г. Барнаула. Официальные источники утверждают, что храм построен на месте ранее стоявшей здесь деревянной церкви с тремя престолами - святой Троицы, святой великомученицы Екатерины и святого Спиридона Тримифунтского. Но это не так – деревянный храм стоял напротив Поповского острова, рядом с г. Пикет.

Изображение

Первое известное упоминание о церкви в селе Сростки было обнаружено в справочной книге по Томской епархии за 1898-1899 год. По воспоминаниям старожилов эта церковь сгорела.

13 июля 1900 года по благословению епископа Томского и Барнаульского Преосвященнейшего Макария был заложен новый храм, который строился «тщанием отставного фельдфебеля Спиридона Назарова Глебова с помощью прихожан». Освящен этот храм 17 ноября 1902 года. Именно в нем, по воспоминаниям земляков, крестили Васю Шукшина. В 1930 году сростинская церковь была закрыта. В начале 30-ых годов с нее сняли купол и колокол и разместили в ней сельский клуб. Вот как вспоминает об этом активная комсомолка тех лет, жительница Сросток Л.М. Воеводина:
«Это было большой ошибкой комсомольцев и жителей села тех далеких лет, лишивших наше село замечательного памятника культуры».
Изображение В 1933 году последний настоятель этой церкви отец Александр Кисляков был арестован.

11 июля 2009 года при большом стечении народа Преосвященнейший Максим Барнаульский и Алтайский освятил главный придел храма в с.Сростки в честь св. Великомученницы Екатерины. Этот храм возродился в течение пяти лет тщанием Сергея Романовича Кислинского, директора ООО «Сибремпуть» и других жертвователей.

Гора Пикет (Бикет). Изображение Памятник археологии. На территории имеются места древних стоянок эпохи палеолита и курганные могильники VIII-X вв. н.э. Указом президента РФ включена в «Список объектов культурного исторического наследия» федерального значения. Высота над уровнем моря 294 м. Здесь В.М. Шукшин снимал последний кадр фильма «Печки-лавочки».

На склонах Пикета расположено сельское кладбище, на его вершине установлен памятник В. М. Шукшину. Здесь в последнее воскресенье июля проводятся ежегодные Шукшинские чтения, собирающие тысячи людей со всех концов России и из-за рубежа. На южном склоне горы расположена усадьба Р.Ф. Шарова – известного алтайского виноградаря и селекционера.

Памятник В. М. Шукшину.Изображение Установлен на вершине горы Пикет (Бикет) в 2004 г. (см. репортаж Александра Сорокина «Сростки-2004». С этого места хорошо просматривается панорама большей части села, так что у Василия Макаровича есть возможность понаблюдать за жизнью его любимых земляков.

Изображение

Памятник воинам, павшим на фронтах Великой Отечественной Войны. Во время войны из Сросток на фронт ушли 466 человек. Село в то время насчитывало 410 дворов. Вернулись с полей сражений – 230. Среди погибших отчим В.М. Шукшина – П.Н. Куксин (1942 год). Традиционно 9 мая у памятника собираются жители села, чтобы почтить память павших.

Это им, 236 воинам – сростинцам, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины, открыт памятник в день 50-летия Советской власти – 7 ноября 1967 г. Авторы А.В. Звягин и Ефимов. Каменный обелиск состоит из 4-х тумб. Площадь под обелиском 4х4 метра, покрыта бетоном, сам обелиск сечением 1м10см х 50см, высотой 5м 50см. На каменном обелиске изображен воин с ребенком на руках. С обратной стороны стелы высечены слова: «Бессмертен ваш подвиг, земляки, погибшие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Изображение

Памятник расстрелянным партизанам установлен весной 1920 г. местными партизанами в знак вечной памяти о героях, погибших в борьбе с отрядами колчаковцев, расположен в районе кирпичного завода. Среди погибших были: Зубков Данил Васильевич – командир партизанского отряда; Поваринцев Перфилий Антонович – помощник командира отряда. Члены штаба: Кондратов Анатолий Алексеевич, Романов Павел Илларионович, Кузнецов Георгий Иванович. Связные отряда: братья – детдомовцы Митишковы 13 и 17 лет.

Изображение

Гранитный серый валун с надписью «Вечная память жертвам политических репрессий 30-х годов жителям села Сростки» находится по улице Советской, напротив Поповского острова. Установлен на пожертвования и сбор средств детей репрессированных. В 1933-1937 гг. в Сростках взято по линии НКВД 116 человек. Автор проекта и руководитель работ – житель села Н. Н. Фаддеенков. Открыт 19 июня 1997 года.

Место, где находится «Камень скорби», было свидетелем драматических событий в истории нашего села. Именно здесь находилась милиция и «каталажка», куда пригоняли «взятых по линии НКВД» сростинцев, и где они провели последнюю ночь перед отправкой на допросы, пытки и смерть. Здесь на этой площадке ночью метались жены, матери и дети арестованных в надежде увидеть еще раз родное лицо.

Символично, что камень для памятника был привезен с берега Бакланской протоки. Камень, на котором, наверное, любили посидеть, покурить и обсудить свои нехитрые дела сто лет назад наши бакланские мужики.

Камушки. Гранитный массив на берегу одной из проток р. Катунь, удобный для загара и демонстрации умения нырять в воду с высоты.

Изображение

Поповский остров. Остров на одной из катунских проток, заросший тополями и ежевикой. Попасть туда в настоящее время можно только в засушливую пору, когда протока пересыхает, в другую пору им можно только любоваться с высокого обрывистого берега.

Старая школа. Школа, в здании которой учился В. М. Шукшин и многие его земляки. Является главным зданием музея-заповедника.

Усадьба Р. Ф. Шарова. Расположена на южном склоне г. Пикет, на высоком берегу р. Катунь. Здесь произрастают многие сорта винограда, а также фруктовый сад, здесь можно видеть, на что способна алтайская природа, если относиться к ней с любовью и пониманием.

Катунь. Изображение Алтайская река, берущая начало из ледников высочайшей вершины Алтая – г. Белухи. Одна из двух рек (другая – р. Бия), в результате слияния которых в районе г. Бийска образуется крупнейшая водная артерия Западной Сибири – р. Обь. В районе Сросток Катунь разбивается на множество рукавов, образуя живописные острова, богатые ягодами и песчаными пляжами. Поповский остров – один из них. (см. "Фотогалереи")

Придорожный рынок. Расположен на окраине села вдоль Чуйского тракта. Именно рынок стал основным источником доходов сельских жителей в постсоветские годы. В настоящее время представляет собой современный комплекс придорожного сервиса, включающий магазины, рестораны, гостиницу, торговые ряды.

Немного о Чуйском тракте. На выезде из Бийска за мостом через Бию начинается Чуйский тракт. От Бийска главная дорога Алтая идет на юг, проходит через Алтайский край (77 км), Республику Алтай (540 км) и заканчивается у границы с Монголией.

Первые 147 км тракт проходит по правому берегу реки Катунь, затем, в поселке Усть-Сема, пересекает ее и, преодолевая перевалы, отступает от реки. После 358-го км дорога (в селе Иня) снова пересекает Катунь, а затем почти до конца пролегает вдоль реки Чуи, вначале по ее правому берегу, затем, после 547-го км, по левому.

На Чуйском тракте построено 65 мостов, среди них есть памятники архитектуры. На трассе 23 бома - скальных выступа, где водители должны быть особенно осторожны. Василий Шукшин, родившийся в старинном селе Сростки на Чуйском тракте, так написал о главной трассе Алтая: "Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам".

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился, так называемый, Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины.

Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки к большому священному дереву в урочище Байхач, расположенное в верховье реки Катуни. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами.

Освоение Чуйского тракта русскими купцами началось после добровольного вхождения в 1756 году южных алтайцев в состав Российской империи. Первые письменные сведения о тракте появляются в 1788 г., когда русские купцы впервые достигли реки Чуи у Курайской степи.

По мере того как торговые отношения стали принимать регулярный характер, русские купцы построили первые избушки на Чуе, на месте, которое теленгиты называли Кожо-Агач. Пионерами торговли были бийский купец Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. Чуть позже к ним присоединились бийские и змеиногорские купцы. В 1864 г. в Кош-Агаче было уже 10 избушек-складов, а бийский купец Гипев даже построил себе жилой дом.

В это время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом, особенно тяжелым был участок от Онгудая до Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом.

Вопрос о необходимости прокладки удобной дороги по Чуйской долине впервые возник в середине 1860-х гг. В течение 60-90-х гг. рассматривалось несколько проектов строительства дороги. По максимальной смете предполагалось не только соорудить дорогу, по которой можно было бы передвигаться на телегах, но и построить шестнадцать постоялых дворов для отдыха и смены лошадей. Многочисленные проекты этого времени остались на бумаге из-за отсутствия средств.

В начале 90-х гг. более или менее удобная дорога была устроена на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача. Но, несмотря на эти хлопоты, передвижение по тракту оставалось затруднительным, особенно в осеннее и зимнее время.

Строительство на Чуйском тракте началось весной 1901 г. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И. И. Биля. На стройку были привлечены крестьяне близлежащих деревень и сел, всего в строительный сезон 1901 г. в работе участвовало от 80 до 158 рабочих. Бийские купцы организовали подписку в пользу дороги среди лиц, торгующих в Монголии, и в короткий срок собрали 10000 рублей.

В 1902-1903 годах вьючная тропа переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы. В середине 1903 г. строительство колесной дороги было завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача. На строительство было затрачено около 80000 рублей, или в среднем около 160 рублей за версту. Однако полученный результат был еще далек от совершенства.

После строительства Чуйского тракта ремонтные работы не проводились, и к 1913 г. тракт находился в "прежнем первобытном состоянии".

Летом 1914 г. в Горный Алтай была направлена экспедиция, которую возглавил инженер ведомства путей сообщения В.Я. Шишков, будущий известный писатель. Экспедиция проделала огромную работу по трассировке будущего тракта и составлению карт, но дальнейшие изыскания были прерваны начавшейся Первой мировой войной, событиями революции и Гражданской войны.

Новые восстановительные работы на Чуйском тракте были начаты лишь в 1922 г. Был построен мост через Чую около Кош-Агача, в 1923 г. были построены три парома через Катунь на двенадцать подвод каждый.

В 1924-1925 гг. развернулись ремонтно-дорожные работы в горной части тракта. Они велись вручную в труднейших условиях. Именно тогда обсуждался вопрос о выборе направления дороги. Были сторонники левобережного, действовавшего в то время направления: Бийск - Алтайское - Черга - Шебалино - Онгудай - Кош-Агач и нового, правобережного (Катунского): Бийск - Майма - Чемал - Каянча с соединением его со старым направлением у бома Кор-Кечу. Третий вариант предусматривал соединение нового направления со старым в селе Черга.

Был выбран Катунский вариант Чуйского тракта, который значительно сокращал путь до советско-монгольской границы и создавал благоприятные условия для связи областного центра с районами области и городом Бийском. Несколько позже было решено сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.

В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 30-е годы вдоль тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга строились "командировки" - рассчитанные на 300-400 заключенных концентрационные лагеря. Раскулаченные сибирские крестьяне стали дорожными строителями.

В районе Мыюты на берегу Семы находился женский лагерь. 10-12 тыс. заключенных пробивали дорогу в многометровых снежных заносах и вели лесоповал вдоль всей трассы. В 1931 году тракт выровняли и покрыли гравием, вместо паромных переправ соорудили мосты, у бомов устраняли опасные участки. Также в этой время было изменено направление Чуйского тракта на участке Бийск-Черга - дорогу перенесли с левого берега на правый.

В 1934 г. заключенными был построен крупнейший в СССР наплавной понтонный мост. Летом 1934 г. состоялся первый автопробег Бийск - Кош-Агач, за 5 дней 28 грузовым и 2 легковым автомобилям предстояло пройти 1100 км труднейшей горной дороги. В 1935 г. были построены и сданы в эксплуатацию деревянный мост через реку Бию в Бийске и деревянный мост через Ишу, а также мост через Катунь у села Усть-Сема. Год спустя было успешно завершено начатое в 1934 г. сооружение Ининского, первого в мире двухтросового висячего моста через Катунь, спроектированного инженером С.А. Цаплиным.

Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 г.

В 1959 г. в Усть-Семе построен новый железобетонный мост через Катунь, в 1964 г. вступили в действие железобетонные мосты через реки Бию и Ишу.

В 1970 г, на 356-м км у села Иня был построен железобетонный мост через реку Катунь вместо старого подвесного моста 1936 г.

В 1984 г. была пущена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман.

Сейчас Чуйский тракт - важная транспортная артерия Горного Алтая, связывающая регион с железнодорожными и водными путями Сибири, а также федеральной трассой Москва - Владивосток.

Материалы о Чуйском тракте взяты с сайта http://www.vengrov.ru/libs/barnaul.html