Skip to Content

8 публикаций прокуратуры информационного содержания

1.Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение правил содержания домашних животных и птиц.

Статьей ст.71 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" определена административная ответственность за нарушение правил содержания домашних животных и птиц, установленных органами местного самоуправления. За данное правонарушение предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц и юридических лиц - в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно ст.76 вышеназванного краевого Закона дела об административных правонарушениях указанной категории рассматривают административные комиссии при местных администрациях (в сельской местности - при администрациях муниципальных районов и сельских поселений).

Как следует из содержания ст.71 Закона Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края", данная правовая норма является отсылочной (бланкетной), поскольку устанавливается ответственность за нарушение конкретного положения (статьи, пункта) муниципального нормативного правового акта - Правил содержания домашних животных и птиц, принятых соответствующим органом местного самоуправления (далее – Правила).

Иными словами, административная комиссия, рассматривая дело, например, о беспривязном, безнадзорном содержании крупного или мелкого рогатого скота, перед принятием решения о назначении административного наказания обязана убедиться в наличии указанных Правил на территории соответствующего сельского поселения, а также установить и зафиксировать в своем постановлении конкретное положение Правил, нарушенное лицом, в отношении которого рассматривается дело.

Этого, в частности, требуют нормы ст.85 вышеуказанного краевого Закона, согласной которой рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой в постановлении по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания) должны быть, в частности, указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу (п.п.4, 6 части 1 ст.29.10 КоАП РФ).

Как установлено проверкой, проведенной прокуратурой Бийского района, в ряде постановлений административной комиссии при администрации Бийского района, вынесенных по ст.71 Закона Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края", в которых был сделан вывод о виновности граждан в нарушении правил содержания животных, фактически Правила, утвержденные органом местного самоуправления (а тем более конкретные их положения) не указывались. В связи с чем, не было установлено, имелись ли в действиях (бездействии) граждан нарушение таких Правил. Данная ситуация была связана и с тем, что в некоторых сельских поселениях – сельсоветах Правила содержания домашних животных и птиц вообще отсутствовали.

Вместе с тем, отсутствие в постановлениях о назначении административного наказания, а также в протоколах об административном правонарушении вышеуказанных установленных обстоятельств, а именно ссылки на соответствующий муниципальный НПА, влечет за собой неопределенность вменяемого состава административного правонарушения, ущемление права на защиту лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении.

В связи с этим, прокурором Бийского района незаконные постановления административной комиссии о назначении административного наказания были опротестованы в Бийский районный суд, который их отменил и вернул материалы дел для нового рассмотрения в районную административную комиссию. В адрес администрации Бийского района прокурором внесено представление об устранении и недопущении впредь подобных нарушений законности.

Также прокуратурой района, в соответствии со ст.9 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в органы местного самоуправления поселений направлены в порядке нормотворческой инициативы проекты муниципального нормативного правового акта «Правила содержания домашних животных и птиц», которые находятся в стадии рассмотрения.

Автор публикации – прокурор Бийского района Фатеев С.В.

2. В Уголовный кодекс РФ внесены изменения, направленные усиление уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

16 мая 2014 года в силу вступил в силу Федеральный закон от 05 мая 2014г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Ранее статья 207 Уголовного кодекс РФ (далее – УК РФ) «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» не была раздела на части и предусматривала уголовную ответственность за «заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий».

За данное преступление предусматривалось и в настоящее время предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до трех лет.

Вышеуказанным Федеральным законом от 05 мая 2014г. ст.207 УК РФ была дополнена второй частью, которая устанавливает повышенную уголовную ответственность за то же деяние, повлекшее причинение крупного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, что, в свою очередь, наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Тем же, Федеральным законом от 05 мая 2014г. ст.207 УК РФ была снабжена примечанием, согласно которому крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Автор публикации – помощник прокурора Бийского района Арапова О.В.

3.Установлена административная ответственность за правонарушения, допущенные в сфере деятельности граждан, участвующих в охране общественного порядка (народных дружинников, внештатных сотрудников полиции).

Статьей 3 Федерального закона от 02.04.2014 № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

А именно, глава 19 КоАП РФ дополнена статьями 19.35 и 19.36 следующего содержания:

"Статья 19.35. Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции

Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей».

«Статья 19.36. Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций

Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующими в охране общественного порядка, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей".

В соответствии с положениями частей 1, 3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях указанной категории рассматриваются мировыми судьями. А согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 19.35, 19.36 КоАП РФ возложено на должностных лиц органов внутренних дел (полиции).

Указанные изменения КоАП РФ вступают в силу с 02.07.2014.

Автор публикации – старший помощник прокурора Бийского района Дробышева О.Е.

4. Законодателем введена административная ответственность за нарушения в сфере осуществления муниципального контроля.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 125-ФЗ внесены изменения в статьи 19.4, 19.4.1, 19.5, 19.61 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). А именно устанавливается административная ответственность за правонарушения в сфере осуществления муниципального контроля:
- за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ст.19.4);
- воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля (ст.19.4.1);
- невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль" (ст.19.5);
- непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7).

Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, будет установлен законом Алтайского края.

Тем же Федеральным законом для должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль, установлена административная ответственность за несоблюдение законодательства о муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок (ст.19.6.1 КоАП РФ).

Вышеуказанные изменения вступили в силу 16.05.2014.

Автор публикации – помощник прокурора Бийского района Арапова О.В.

5. Вопросы применения законодательства, регламентирующего порядок сообщения служащими о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 утверждено типовое положение, определяющее порядок сообщения о получении подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей, регламентирующее также порядок сдачи и оценки подарка, его реализации, выкупа и зачисления средств, вырученных от его реализации.

Действие постановления распространяется на следующие категории граждан: государственных, муниципальных служащих; лиц, замещающих государственные, муниципальные должности; служащих Центрального банка Российской Федерации; работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; - работников иных организаций, созданных Российской Федерацией, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Данным постановлением предусмотрено, что вышеуказанные лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники не вправе получать не предусмотренные законодательством РФ подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

В течение трех рабочих дней с момента получения подарка или возвращения из служебной командировки, во время которой получен подарок, они обязаны письменно уведомить орган или организацию, в которой проходят службу или осуществляют трудовую деятельность, а также передать данный подарок для оценки его стоимости и хранения в этот государственный (муниципальный) орган, фонд или организацию.

В случае если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей, он возвращается сдавшему его лицу. Если стоимость выше, он принимается к бухгалтерскому учету и включается в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В дальнейшем принимается решение о целесообразности использования этого подарка в деятельности органа государственной власти, местного самоуправления, фонда, организации либо о его реализации на торгах. Лица, сдавшие подарок, могут его выкупить.

В случае если подарок не выкуплен или не реализован, руководителем государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимается решение о повторной реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо о его уничтожении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Автор публикации – помощник прокурора Бийского район Боровских Н.В.

6. Установлена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 16.05.2014, установлена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма.

Так, согласно части 1 ст. 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично, будет наказываться штрафом до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет, либо принудительными работами до 3-х лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации, а равно с искусственным созданием доказательств обвинения (часть 2 ст. 354.1 УК РФ), — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично (часть 3 ст. 354.1 УК РФ), — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.354.1 УК РФ, подследственны следователям Следственного комитета Российской Федерации.

Автор публикации – помощник прокурора Бийского района Арапова О.В.

7. Введен единый порядок приема в детские сады.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» установлено, что правила приема в конкретный детский сад определяются им самостоятельно, но лишь в части, не урегулированной законодательством об образовании.

Данные правила должны обеспечивать прием в детский сад всех детей, имеющих право на получение дошкольного образования. При этом правила приема в государственные и муниципальные детские сады должны также обеспечивать прием всех детей, проживающих на территории, за которой закреплен такой детский сад.

Прием в детский сад будет осуществляться в течение всего календарного года, при условии наличия в нем свободных мест. Документы о приеме должны подаваться в то дошкольное учреждение, в которое получено направление органа местного самоуправления или органа государственной власти субъекта РФ, поставившего ребенка на учет и зачислившего его в детский сад.

Для первичного приема в детский сад родителю (законному представителю) ребенка потребуется подать в сад личное заявление, а также предъявить оригинал документа, удостоверяющего личность родителя, оригинал свидетельства о рождении ребенка, а также документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания. Кроме того, при первичном приеме ребенка необходимо получить медицинское заключение.

Детским садам запрещено требовать от родителей документы, не предусмотренные законодательством об образовании.

После приема документов детский сад должен заключить с родителями ребенка договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования. Ребенок должен быть зачислен в детский сад в течение 3 рабочих дней после заключения договора.

Автор публикации – старший помощник прокурора Бийского района Дробышева О.Е.

8. В соответствии с Федеральным законом все организации, независимо от их организационно-правовой формы и права собственности, обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Так, в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Прокуратурой района на 2 полугодие 2014г. запланирована проверка исполнения вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции. В связи с чем, предлагается всем организациям (юридическим лицам), действующим на территории Бийского района, принять комплекс вышеуказанных мер, направленных на предупреждение коррупции.

Автор публикации – помощник прокурора Бийского район Боровских Н.В.